ZwillinG ([info]ichbin_zwilling) wrote,
@ 2009-06-29 22:14:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Давайте думать

Немного психологической иммунологии

Вы ведь знаете, что такое прививка? Это, грубо говоря, когда в организм вводят ослабленный или убитый возбудитель инфекционного заболевания, а организм производит антитела к возбудителю, создавая иммунитет без настоящего переболевания. Очень полезная вещь, за две с лишним сотни лет существования спасла множество жизней. Но причём здесь психология? А вот читайте.

В мае-июне я разослал своим друзьям и знакомым (а это в основном студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана и других вузов) личностные портреты, сопроводив их примерно такими словами:

«Я тут провожу небольшое исследование, имеющее отношение к астрологии и психологии. Если не трудно, оцени, пожалуйста, насколько тебе подходит подобранная мной (я посмотрел твой профиль) характеристика:

очень похоже;
не очень;
совсем не похоже.

В общем, практика показывает, что такая характеристика довольно точна.»

Результаты действительно вполне успешны. Я разослал 69 вопросов¹ и получил 40 ответов, из которых только один был отрицательным (можно обозначить его 0,0). Остальные распределились так:

  • «очень похоже» (сопоставлю ему значение 1,0) - 23 ответа;
  • разного рода ответы с оговорками, промежуточные между «очень похоже» и «не очень похоже» (значение 0,75) - 12 ответов²;
  • «не очень похоже» (значение 0,5) - 4 ответа.
Эмпирическое среднее для этого условного числового значения равно (23+12+4+1)/40 = 0,85, что, согласитесь, очень неплохо.

А теперь самое интересное – метод подбора характеристики. Он не слишком сложен: я просто взял один и тот же текст и разослал его всем. Вот этот текст³:

«Вы испытываете потребность в том, чтобы другие люди хорошо относились к вам, однако по отношению к самому себе вы в достаточной мере самокритичны. Хотя у вас есть некоторые личностные слабости, в целом вы способны их компенсировать. Внешне дисциплинированный и самоконтролируемый, внутри вы склонны к беспокойству и некоторой неуверенности. Вам иногда свойственно сомневаться – верно ли вы приняли решение, правильно ли поступили в том или ином случае. Вы предпочитаете известный уровень изменения и разнообразия и бываете недовольным, если на вас накладывают ненужные ограничения. У вас есть значительные неиспользованные способности, которые вы до сих пор не реализовали. Вы осознаете себя самостоятельно мыслящим человеком, не поддаетесь влиянию и принимаете чужое мнение, только если оно в достаточной мере аргументировано. Вы считаете неблагоразумным быть чересчур откровенным в раскрытии себя другим. Время от времени вы открыты для общения, приветливы и разговорчивы, однако нередки моменты, когда вы сосредоточены на самом себе и замкнуты.»

Думаю, уже трудно не заметить, что описание в ней составлено так, чтобы подойти кому угодно. Кстати, поздравляю тех, кто догадался о моей хитрости (два человека самостоятельно, а ещё два – показав друг другу свои характеристики), а также тех, кто просто обратил внимание на расплывчатость текста (5 человек). Итак, товарищи, вы стали жертвами эффекта Барнума: человек склонен находить в совершенно абстрактном описании свои черты, особенно если ему сказали, что это описание подобрано специально для него.

Теперь становится ясно, какое именно отношение всё это имеет «к астрологии и психологии». Откройте какой-нибудь гороскоп или, скажем, описание «тайны имени». Вглядитесь: то и дело мелькают знакомые уже фразы:
«*** обожает уют, комфорт, разнообразные удовольствия, красивых женщин. Он любит выпить, но особого пристрастия к алкоголю у него нет.»
«В любви - всегда настоящие мужчины.»
«Иногда эмоции берут вверх над разумом, особенно, когда критикуют его идеи или поступки, но *** старается взять себя в руки.»
«*** следует нормам морали, но не признает строгих рамок.»
«Неделя может оказаться весьма удачной во многих сферах деятельности. Постарайтесь ориентироваться не только на себя. Учитывайте также интересы деловых партнеров и прочих заинтересованных сторон.»
«На этой неделе, чтобы планы реализовались, они должны быть реалистичными. Ваша успешность зависит не только от вас, но и от поддержки окружающих, поэтому отбросьте ложную гордость и примите необходимую помощь.»

Вот так и обманывают наивных людей. Достаточно написать порасплывчатее, да с «возможно» и «вероятно», да ещё разбросать в разных местах противоположные утверждения, чтобы читатель с радостью обнаружил полное соответствие описания себе или событиям своей жизни, пропустив мимо сознания всё противоречащее. Это явление не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, таким образом шарлатаны вызывают доверие людей к своим словам. Во-вторых, деформируется само восприятие информации – человек привыкает доверять не тому, что обосновано, а тому, что приятно. Результаты этого можно видеть повсюду в Интернете, и меня, оптимистичного пессимиста, они ужасают.

Я надеюсь, друзья, что участие в этом эксперименте послужит вам той самой прививкой – прививкой от шарлатанства и манипуляций – и поможет без морального и материального вреда повысить критичность мышления. Без него в современном мире человек становится мишенью для тех, кто делает деньги на нашей наивности. Спасибо вам за внимание, и прошу прощения за пафос. Давайте думать!

Примечания:
¹ Здесь проявляется субъективность: выборка не взята случайно, а фактически подобрана мной для целей эксперимента. В научном исследовании так делать нельзя.
² Это ещё один элемент субъективности, но ничего не поделаешь. Я постарался не завышать значения.
³ Для девушек в тексте соответственно изменены окончания слов.




(13 comments) - (Post a new comment)


[info]teamachine
2009-06-29 06:33 pm UTC (link)
Я бы предложил астрологам такой тест. Даю я каждому, скажем, 2 гороскопа, один из которых подходит знаку человека, а второй на самом деле составлен для произвольного знака. Распределение должно быть случайным. От участника эксперимента требуется спустя определенное время (скажем, месяц) сказать, какой гороскоп подошел ему лучше. Естественно, все должно быть перемешано, выборка должна быть достаточной. А дальше - подсчитываем ответы и получаем естественное фифти-фифти :)

(Reply to this) (Thread)


[info]teamachine
2009-06-29 06:34 pm UTC (link)
Кстати, интересно, как сам Барнум изучал этот феномен.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]seetolearn
2009-07-22 03:15 am UTC (link)
Барнум же не был учёным. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]ichbin_zwilling
2009-06-29 07:06 pm UTC (link)
По-моему, это или что-то похожее уже делали. Можно посмотреть у [info]scinquisitor (это аспирант-биолог, м.н.с., научный обозреватель "Новой газеты", большой поклонник научного метода), он об этом писал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]teamachine
2009-06-29 07:10 pm UTC (link)
Да, у него даже ссылка на двойное слепое тестирование есть :)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2009-07-01 09:52 am UTC (link)
Дима, чтобы мы без тебя делали? :) спасибо! :) заставил задуматься о гороскопах :) хотя я и так особо не верю в них)))
ulb1bka_oseni

(Reply to this)


[info]the_twilight_31
2009-07-01 05:13 pm UTC (link)
да, интересный результат:) хорошее наглядное подтверждение того, что астрология - туфта, а не наука)) и так называемые психологические портреты - просто запудривание мозгов) ну я в принципе всегда так и думала, но иногда все равно ведешься)

(Reply to this)


[info]psilogic
2009-07-09 03:00 pm UTC (link)
Молодца!

Теперь повторите то же самое с соционикой ;)))

(Reply to this) (Thread)


[info]twilighshade
2009-07-10 04:27 am UTC (link)
а свято место пусто не будет. Отберите у обывателя астрологию, соционику и он начнёт маяться в поисках смысла жизни и т.п. и тут всегда найдутся предприимчивые ребята которые ему какую-нибудь религию</> психософию подсунут. Это я и о себе говорю есличо например.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ichbin_zwilling
2009-07-10 07:54 am UTC (link)
Смотря у кого отбирать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]twilighshade
2009-07-11 12:27 am UTC (link)
так отобрать и не получится, дать какие-то знания или образование гораздо легче чем отобрать заблуждения, особенно тогда когда они человеку нужны ну как костыли хотя бы

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ichbin_zwilling
2009-07-11 05:15 pm UTC (link)
Но бывает, что можно отобрать их относительно безболезненно. К тому же получение знаний и освобождение от заблуждений - вещи всё-таки тесно связанные.

(Reply to this) (Parent)


[info]ichbin_zwilling
2009-07-10 07:40 am UTC (link)
Так это будет то же самое. Я же не уточнял, каким образом "подобрал" эту несчастную характеристику... Да и выборку теперь будет найти сложнее.

(Reply to this) (Parent)


(13 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…